Загружаю…
З приводу інтерв’ю Олександра Мороза телеканалу «112» від 18.05.2018 р.
Прокуратура відкрила кримінальну справу проти учасників рейдерського захоплення СПУ
Порівняння варіантів управління багатоквартирним будинком
Як захистити свої інтереси при здачі земельного паю в оренду
«Одна на всех, мы за ценой не постоим»…
Приклад високого професіоналізму й справжнього патріотизму
Полтавський землезнавчий старт В. Вернадського
Посівний календар на 2018 рік
Календар фаз Місяця на 2018 рік
Ранкові звички, що призводять до набору ваги

Статей: 5232
Коментарів: 1516
Людей на сайті:1

8 марта: ''праздник весны'' vs борьба за права женщин

Автор: Светлана ОСИПЧУК

Дата: 2017-03-10

В этом году 8 марта может в последний раз оказаться государственным выходным днем – согласно проекту нового календаря, представленного Украинским институтом национальной памяти.

Почему праздник оказался под ударом? Промоторы декоммунизации видят в нем повторение советских практик – выхолащивание политического смысла этого дня и превращение в «день весны» и «праздник женственности и красоты». В офисах мужчины организовывают подарки и угощения «для милых дам», магазины засыпают телефоны клиентов сообщениями о скидках на «женские товары» – одежду, косметику, посуду и постельное белье, все вокруг шутят про баснословные прибыли цветочных магазинов.

В прошлом году, Президент Петр Порошенко, поздравляя выдающихся женщин (а это участницы АТО, медики, волонтерки и спортсменки) с 8 марта, отметил, что у войны не должно быть «женского лица», а женщины всегда были и есть поддержкой для мужчин. «Мужчинам всегда нужны ваша любовь, поддержка и уверенность, что дома всё хорошо», – отметил глава государства.

Современная версия 8 марта предлагает женщинам пассивную роль – сидеть в ожидании подарков от активных мужчин и поддерживать все их начинания.

Сто лет назад Международный женский день имел совсем другой смысл, который не помешало бы возобновить.

Начало

В начале ХХ века европейские женщины имели гораздо меньше политических и экономических прав, чем сейчас. Они не могли голосовать, не могли владеть и управлять имуществом в той же мере, как мужчины, не были защищены в социальной сфере, не имели равного с мужчинами доступа к образованию.

Утверждение Международного женского дня действительно связано с именем Клары Цеткин. На втором международном съезде женщин-социалисток, который прошел в 1910 году в Копенгагене и объединил около 100 участниц из 17 стран Европы, она предложила ежегодно отмечать Международный женский день, чтобы объединить женщин в борьбе за их права. В тот период женщины не обладали избирательным правом даже в таких государствах, как США, Великобритания и Канада.

Почему этот вопрос стал актуальным для социалистических партий? Прежде всего, из-за изменения классовой структуры общества. Модернизация второй половины XIX века привела к появлению нового класса – пролетариата. Массовое производство товаров требовало большого числа рабочих, города разрастались, появились средства массовой информации. Появились и новые способы влиять на жизнь общества – политические партии предлагали свои программы избирателю. Сколько часов в неделю работать и в каких условиях? Получат ли работник или работница компенсацию в случае травмы или болезни? Как, кому и когда заботиться о детях? Женщины, не имея таких же инструментов для решения этих вопросов, как мужчины, хотели их получить.

Не только социалистки добивались прав для женщин. Суфражистки (от англ. suffrage – избирательное право) в Великобритании были разных классов и политических взглядов. В то время, как британские суфражисты (более общий термин для обозначения движения за женское избирательное право в целом) добивались права голоса для женщин конституционным путем, суфражистки предпочитали действовать под лозунгом «Действия, а не слова» («With deeds, not words») и устраивали разнообразные громкие акции.

Украинский контекст

Украинские женщины в ХІХ веке вначале объединялись в основном с образовательными и благотворительными целями. Например, в 1840 году в Харькове основали первую женскую организацию – Общество помощи женскому высшему образованию, которая только через 20 лет смогла добиться для женщин права поступать в университет. Совместно с Обществом Красного Креста действовали женские организации помощи больницам и работным домам.  

На территории Австро-Венгерской империи первой украинской женской организацией стало основанное в 1884 году Натальей Кобринской в Станиславове (сейчас Ивано-Франковск) «Товариство руських женщин». Кобринская полемизировала с Кларой Цеткин и утверждала, что социализм не понял роль женщины в обществе, ограничивая женский вопрос только рабочим движением, а бороться нужно за равные права во всех сферах. 

Советская женщина из стали

Украинская исследовательница Оксана Кись пишет, что именно массовые женские демонстрации с требованиями «мира и хлеба» на улицах Петрограда зимой 1917 года в итоге привели к Февральской революции в России и свержению монархической власти в России. Так что, придя к власти, большевики отблагодарили женщин, наделив их равными политическими и общественными правами, в том числе, и разрешив голосовать.

Партия рассматривала женское движение в инструментальном смысле – поставив его под свой контроль и расширяя своё влияние в обществе. В 1920 году в резолюции ІХ съезда ВКП(б) говорилось: «Самое серьезное отношение к работе среди женского пролетариата города и деревни и активное участие в ней всех членов коммунистической партии увеличит её ряды новыми неиспользованными силами, новыми работниками на всех участках советского строительства и борцами за совершение советского строя».

С 1921 года 8 марта стал государственным праздником и, по словам Оксаны Кись, с самого начала позиционировался как праздник пролетарок и женщин-работниц. В 1930-х он стал частью государственного официоза – поводом для подсчета достижений женщин, освобожденных от кухонного рабства и уз царизма. «Новая советская женщина» должна была в интересах нового общества совмещать материнство с трудом наравне с мужчинами.

Демографическая ситуация второй половины 1940-х повысила статус матери в советском обществе. Почетным стало звание «матери-героини», одинокие или многодетные матери получали внимание и льготы со стороны государства. Эта тенденция сохранялась все последующие десятилетия. Утвердившийся с середины 1960-х годов дискурс «Великой отечественной войны» также популяризировал образ женщины-матери. Яркой иллюстрацией здесь послужит, например, стальной монумент Родины-матери, открытый в Киеве в 1981 году.

Ключевым моментом для понимания современного характера праздника, который хотят запретить, стало утверждение 8 марта в 1965 году выходным днем. Этим празднование перенесли из более публичной рабочей сферы в семейную, постепенно наполнив знакомым нам смыслом – мужчина с утра идет за цветами и даже, возможно, готовит праздничный завтрак для жены-матери семейства, дети рисуют открытки для своих мам и вручают их дома или на школьных праздниках, мальчики в обязательном порядке поздравляют одноклассниц.

В результате праздник в Советском Союзе почти полностью утратил свой политический смысл. По времени это совпадает с противоположной мировой и европейской тенденцией. Как уже писал LB.ua, с 1975 года ООН наоборот повторно актуализировал 8 марта, рекомендовав отмечать Международный женский день по всему миру и присваивая ему каждый год тему, важную для движения за женские права, – "Женщины и ВИЧ/СПИД", "Покончим с насилием в отношении женщин и девочек", "Женщины и борьба за мир". Тема этого года – "Женщины и перемены на рынке труда: 50/50 к 2030".

Возможная отмена праздника активизировала общественные дискуссии о сути праздника и его связи с женским движением. 8 марта в Киеве, Харькове, Херсоне и Львове пройдут марши за женские права. Организаторы события в столице предлагают под лозунгом «Нет насилию всех форматов – от роддомов до военкоматов» обратить внимание на проблему институционального насилия против женщин в Украине. Пока этот день выходной, его можно использовать, чтобы отстоять свои права.

Светлана ОСИПЧУК,
​историк, LB.ua

Переглядів: 251   Коментарів: 1   

Коментар залишив: валентина
Дата: 2017-03-12

https://www.youtube.com/watch?v=LT1rOURqpB0 Думаю, що це може пояснити пісня 8 марта

Додати коментар:

Введіть суму чисел

Loading
Не дамо знищити нашу партію!
Вірус проектів чи злий умисел?
А ми вам вірили…
Політвиконком СПУ дав оцінку діям ''ліквідаторів''
Наш курс – збереження і відродження СПУ
Чи підтримуєте ви створення єдиної Помісної Автокефальної православної церкви в Україні?
Чи вірите ви в те, що винних у розстрілах на Евромайдані покарають?
Прес-конференція "Соціалістична партія України: нове керівництво, програма та плани щодо місцевих виборів"

Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

При використанні матеріалів сайту посилання на
прес-службу СПУ та www.spu.pl.ua обов'язкове