Загружаю…
З приводу інтерв’ю Олександра Мороза телеканалу «112» від 18.05.2018 р.
Прокуратура відкрила кримінальну справу проти учасників рейдерського захоплення СПУ
Порівняння варіантів управління багатоквартирним будинком
Як захистити свої інтереси при здачі земельного паю в оренду
«Одна на всех, мы за ценой не постоим»…
Приклад високого професіоналізму й справжнього патріотизму
Полтавський землезнавчий старт В. Вернадського
Посівний календар на 2018 рік
Календар фаз Місяця на 2018 рік
Ранкові звички, що призводять до набору ваги

Статей: 5232
Коментарів: 1516
Людей на сайті:2

Украинский социолог о политиках и протестах в Киеве: далеки от народа

Автор: Роман ГОНЧАРЕНКО

Дата: 2017-10-18

Социолог Ирина Бекешкина рассказала DW, поддерживают ли украинцы лозунги демонстрантов, протестующих у стен Рады, и объяснила, почему этот протест пока не опасен для президента Порошенко.

Акция протест у здания парламента в Киеве, 17 октября

Ирина Бекешкина - известный украинский социолог, директор фонда "Демократические инициативы ". В интервью DW она рассказала о том, пользуются ли поддержкой украинцев лозунги политических партий, начавших 17 октября акцию протеста у здания Верховной рады в Киеве, а также о популярности Михаила Саакашвили и опасности кровопролития в стране.

DW: С 17 октября у здания Верховной рады в Киеве продолжается политическая акция протеста с тремя ключевыми требованиями - принятие нового закона о выборах с переходом на пропорциональную систему с открытыми партийными списками, отмена депутатской неприкосновенности и создание антикоррупционных судов. Насколько эти требования поддерживает украинское общество?

Ирина Бекешкина: Можно только догадываться. Возможно, лишь вопрос о снятии депутатской неприкосновенности был бы подержан абсолютным большинством. К закону о выборах отношение неоднозначное, люди не всегда понимают (о чем идет речь. - Ред.). Чисто пропорциональную систему не поддерживают, а далее мнения расходятся - или за чистую "мажоритарку", или за пропорциональную систему с открытыми списками. Потому что люди хотят видеть конкретных депутатов, которые будут их представлять. Что касается антикоррупционных судов - люди это не очень понимают, это как подать. Если это суды, которые будут судить коррупционеров, то они это однозначно поддержали бы.

- А какое отношение к самим партиям, которые устроили акцию под этими лозунгами? Создается впечатление, что многие из них - политические неудачники, которые не смогли победить на прошлых выборах или набрали мало голосов - "Свобода", "Гражданская платформа", "Демальянс".

- Я бы не сказала, что "Самопомощь" - неудачник. На прошлых выборах она набрала больше, чем "Батькивщина", правда, сейчас у нее поддержка меньше. Но "Самопомощь" представлена в парламенте и пройдет в новый. Сейчас и партия Михаила Саакашвили "Движение новых сил " может преодолеть избирательный барьер, хотя сам он не сможет баллотироваться (Саакашвили лишен украинского гражданства. - Ред.). Она не стала лидером, но у нее ситуация улучшилась. Возможно, поэтому они так настойчиво добиваются досрочных выборов, потому что у них есть шанс пройти в парламент.

- Можно сказать, что эти партии вместе представляют интересы большинства украинцев?

- Нет. Потому что если бы они представляли интересы большинства украинцев, украинцы были бы там, под парламентом. Мы видим, что в целом люди не поддержали эту акцию своим присутствием. Большинство участников - это были люди, которых привезли партии из разных уголков Украины. Но стихийно, массово акция не была подержана.

- Почему? Вас это удивило?

- Нет, меня это не удивило. Во-первых, эти проблемы (поднятые организаторами акции протеста. - Ред.) не являются самыми актуальными для людей. Во-вторых, и это главное, у людей нет доверия к политическим партиям и их лидерам. Сейчас нет такой политической силы, которая могла бы вывести людей на массовый протест. В 2013-2014 годах была альтернатива, была сильная оппозиция, которой люди существенно доверяли - половина Украины.

Хотя не они организовали Майдан тогда, но в 2013 году Виталию Кличко доверяла почти половина населения, Арсению Яценюку - 45%, Петру Порошенко - 43%. Сейчас о таких показателях политики могут только мечтать. Самая высокая популярность у "Батькивщины " - 11-12%, у остальных по шесть-семь и меньше. В-третьих, чтобы акция была массовой, что-то должно возбудить массы людей.

- Вы исследовали протестные настроения в украинском обществе. Насколько они сейчас сильны?

- Сейчас их уровень не самый высокий, но дело в том, что и в 2013 году все начиналось не на самых высоких протестных настроениях. Мы замеряли этим летом - было около 23% тех, кто готов выйти на улицу. Это много, протестные настроения на Украине всегда высокие. Нет прямой зависимости между падением или ростом протестных настроений и реальным протестом. Для реальных протестов нужны дополнительные условия.

- Чего хотят эти 23%, которые готовы выйти на улицу, - свергнуть президента Петра Порошенко?

- Нет, они хотят конкретных вещей для себя. Они не доверяют Порошенко, как не доверяли Януковичу, Ющенко и Кучме. На Украине никогда не было президента, которому через год президентства преимущественно доверяли.

- Насколько сильно шатается кресло под Порошенко?

- Если он не будет делать глупостей и не пойдет на силовые сценарии, то оно пошатается немного, но не сильно. Если не будет неожиданностей.

- Бывший глава Одесской обладминистрации и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, которого вы упомянули, - одна из ключевых фигур этой акции протеста. Его партия была создана относительно недавно, но пока не может похвастаться большой популярностью. Почему?

- Саакашвили был маргиналом украинской политики. На то время, когда его лишили гражданства, рейтинг его партии составлял 1,8%. Из него сделали героя, он оказался в центре событий. Это было ошибкой властей. Но и сейчас Саакашвили не является самым популярным лидером. Он много говорит, очень эмоционально, ну и что?

У нас и Юлия Тимошенко много и эмоционально говорит, она значительно более популярный лидер. А что, Олег Ляшко (председатель Радикальной партии. - Ред.) не говорит эмоционально? У нас так говорить могут многие политики, люди к этому привыкли.

- Тимошенко может возглавить этот протест? Она преодолела пик падения своей популярности после 2014 года?

- У нее стабильный электорат, но он не растет. Пока ее рейтинг - самый высокий по сравнению с другими.

- Сейчас можно часто услышать опасения, что этот протест не будет бескровным, что у населения много оружия. Есть ли у украинцев готовность применять оружие на акциях протеста?

- Минимальная, люди этого боятся. На все вопросы, поддерживаете ли вы продажу оружия населению, как бы они не ставились, в том числе манипулятивно, все равно у большинства ответ был негативный.

Роман ГОНЧАРЕНКО,
Deutsche Welle 

Переглядів: 180   Коментарів: 0   

Додати коментар:

Введіть суму чисел

Loading
Не дамо знищити нашу партію!
Вірус проектів чи злий умисел?
А ми вам вірили…
Політвиконком СПУ дав оцінку діям ''ліквідаторів''
Наш курс – збереження і відродження СПУ
Чи підтримуєте ви створення єдиної Помісної Автокефальної православної церкви в Україні?
Чи вірите ви в те, що винних у розстрілах на Евромайдані покарають?
Прес-конференція "Соціалістична партія України: нове керівництво, програма та плани щодо місцевих виборів"

Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

При використанні матеріалів сайту посилання на
прес-службу СПУ та www.spu.pl.ua обов'язкове